Аэропорты - это не просто место, откуда пассажиры улетают или куда прилетают. Но также сложнейшие инженерные сооружения, архитектурные шедевры, призванные «с порога» показать путешественникам отличительные особенности региона или даже самодостаточные достопримечательности. В АТОР составили топ-15 самых удивительных аэропортов России.
Каждый из них по-своему хорош и важен, а сравнивать между собой, например, Шереметьево и аэропорт в Заливе Лаврентия – дело неблагодарное. Один относится к мировым лидерам в части развития бизнеса, зато другой – в прямом смысле позволяет поддерживать жизнь на самом «конце географии».
Самый доступный аэропорт – Внуково
Самым удобным с точки зрения транспортной доступности сегодня в России остается аэропорт Внуково – туда в сентябре 2023 года запустили метро, пока других таких примеров в стране нет. За прошлый год Внуково обслужил 14,5 млн пассажиров, что делает его одним из самых крупных наших аэропортов. Кроме того, это – единственный московский аэропорт, который находится в черте города – после расширения границ столицы, конечно.
Известен он и тем, что обслуживает правительственные рейсы специального летного отряда «Россия». А еще из Внуково, из терминала «Космос», вылетают космонавты на Байконур.
В плане транспортной доступности можно отметить в качестве «особенных» также аэропорты Иркутска, Омска и Хабаровска, куда из города ходят троллейбусы, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Самый «космический» аэропорт – Крайний
Ну и раз зашла речь, то аэропорт Байконура – Крайний – по праву можно назвать самым «космическим» аэропортом России. Да и к тому же единственным российским, который территориально в России не находится. Как известно, сам Байконур – в Казахстане.
Аэропорт обслуживает регулярные и чартерные пассажирские и грузовые рейсы в Москву. Сюда, соответственно, прилетают космонавты и их сопровождающие.
Лететь из Москвы до Байконура три часа. Билеты на середину августа стоят от 40,3 тыс. рублей в одну сторону.
Самый «длинный» аэропорт – Жуковский
Завершая космическую тему, нельзя не упомянуть про аэропорт Жуковский в Подмосковье. Он находится на аэродроме Раменское, который славится своей взлетно-посадочной полосой, одной из самых длинных в мире и самой длинной в Европе – 5500 метров.
Такой полосой аэродром в свое время оснастили, рассматривая возможность приема космических шаттлов типа «Буран». Уже одно это делает Жуковский одним из самых удивительных аэропортов мира. Аэродромной инфраструктурой пользуется и ЛИИ им. Громова. Для обывателей это означает возможность наблюдать за разными экспериментальными полетами вблизи аэродрома. Например, за МС-21.
В 2023 году Жуковским воспользовались 1,45 млн пассажиров. Что делает его еще и самым маленьким из московских аэропортов.
Самый «культурный» аэропорт – Домодедово
И чтобы завершить разговор про московские аэропорты, скажем о Домодедово, где пассажиры могут почувствовать себя в терминале как в музее. Там расположилась настоящая выставка ретро-автомобилей.
Несмотря на значительное падение пассажиропотока за последние годы, Домодедово остается одним из крупнейших аэропортов страны и обслуживает почти 20 млн пассажиров в год. И все они смогут приобщиться к прекрасному.
Тем более, что сейчас на втором этаже терминала проходит выставка, организованная совместно с Институтом археологии РАН. Пассажирам предлагается ознакомиться с фотографиями удивительных археологических находок, повествующим о загадочном прошлом разных регионов России. Например, янтарного ожерелья возрастом более шести тысяч лет.
Самый «исторический» аэропорт – Вологда
Кстати о музеях. Аэропорт Вологды – и сам почти музей. Это один из немногих аэропортов России, едва ли не в первозданном виде сохранивший советские интерьеры: деревянную отделку, «трафаретные» указатели и так далее. Правда, «транспортная безопасность» не щадит вид объектов и белого пластика в историческом терминале избежать все же не удалось.
Да и местные транспортные и туристические власти не то чтобы особенно охраняли интерьер аэропорта как культурное наследие – скорее наоборот, жаждут при первом же удобном случае все «отремонтировать и покрасить». Благо, пока не это не хватает бюджета и пассажиры все еще могут наслаждаться необычной советской аэропортовой эстетикой.
Аэропорт обслуживает «Вологодское авиапредприятие». В Вологду летают такие же «музейные» самолеты Як-40, а перед терминалом красуется памятник Ил-18. Этим Вологда всегда привлекала любителей истории транспорта. Причем в этом году есть разные интересные и необычные направления – в Устюг, Котлас, Архангельск.
Билет из Москвы в августе обойдется от 5,7 тыс. рублей на человека.
Самый «одинокий» аэропорт – Певек
Учитывая особенности российской географии, «медвежьих углов» у нас – хоть отбавляй. И одиноких аэропортов, соответственно, тоже. Тем более что часто авиасообщение для городов и поселков – вообще единственный способ связи с «большой землей», поэтому выбрать «самый удаленный» аэропорт – задача сложная.
Но мы подумали и решили звание «самого одинокого» присвоить все же аэропорту Певек на Чукотке, история которого началась в 1936 году. Он расположен на самом берегу Восточно-Сибирского моря – в 5,5 тыс. км по ортодромии от Москвы. Но, несмотря на свое особенное географическое положение, способен принимать «обычные» самолеты – то есть не только региональную авиацию, но и привычные туристу Boeing-737 и Airbus A-320.
Сейчас он обслуживает около 25 тыс. пассажиров в год. И является запасным аэродромом для самолетов, следующих по трансконтинентальным маршрутам между Азией и Северной Америкой (китайским перевозчикам там летать и сейчас никто не запрещал). То есть аэропорт достаточно крупный и имеет важное значение для международного авиасообщения.
В Певек прилетают самолеты из Иркутска, Новосибирска, Анадыря и Магадана. И местные рейсы, конечно. Из Новосибирска лететь 6 часов, билет стоит от 18,5 тыс. рублей на человека.
Кстати, международно признанный «самый одинокий» аэропорт – Матавери на острове Пасхи.
Самый восточный аэропорт России – Лаврентия
Но Певек – еще не самый восточный аэропорт России. Самый восточный – Залив Лаврентия, это тоже на Чукотке. Из самолетов оттуда летают только АН-24 или DНС-6 «ЧукотАвиа» в Анадырь, 60 пар рейсов в год.
По захватывающим дух региональным маршрутам, например, Эгвекинот – Нешкан – Энурмино – Лаврентия или Лаврентия – Янракыннот – Сиреники – Провидения от 1 до 25 рейсов в зависимости от сезона выполняют вертолеты Ми-8.
При этом аэропортом пользуются около 8 тыс. человек ежегодно, то есть он все же далеко не самый маленький в России.
Самый маленький аэропорт России – Шушенское
А вот самым маленьким аэропортом России издание «Вокруг Света» в 2023 году признало аэропорт Шушенское в Красноярском крае. Им пользуются, по официальным данным, чуть более 120 пассажиров в год. «Регулярное» авиасообщение с Красноярском по факту является не очень регулярным, потому что самолеты по этому маршруту то летают, то нет.
На сайте комплекса «Шушенское» сказано, что аэропорт хочет развиваться именно в туристических целях.
«В советское время тысячи зарубежных гостей ежегодно посещали музей-заповедник на месте ссылки советского вождя Владимира Ленина, сейчас это историко-этнографический музей-заповедник Шушенское. Район располагает широкими возможностями для расширения туристического потенциала, что делает необходимым срочное возобновление авиационного сообщения», – уверены авторы стратегии развития аэропорта.
Самый западный аэропорт России
Самый западный аэропорт России, не сложно догадаться, это Храброво в Калининграде. Между самым восточным и самым западным аэропортами России – примерно 6630 км по прямой через Северный полюс. Если бы между ними летали самолеты, им пришлось бы преодолевать более 7,3 тыс. км.
Храброво – достаточно большой аэропорт, он обслуживает более 4,3 млн человек в год и в 2024 году ждут новых рекордов. Несмотря на то, что из-за западных санкций полеты в Храброво несколько затруднены – после Санкт-Петербурга почти весь путь самолет преодолевает над нейтральными водами, он становится все популярнее из-за туристической привлекательности Калининграда и побережья Балтики.
Сейчас, к сожалению, аэропорт «тупиковый» – в Европу, по понятным причинам, оттуда больше не летают. Но Храброво все еще популярен у немногочисленных иностранцев, которые могут воспользоваться наземными погранпунктами с Польшей и Прибалтикой. Это для них один из самых дешевых способов попасть в центральную Россию.
Билеты из Москвы в Калининград на середину августа стоят от 11 тыс. рублей на человека в одну сторону. В другие сезоны, конечно, намного дешевле.
Самый «терпеливый» аэропорт России – Краснодар
Если Храброво выиграл хотя бы от развития внутреннего туризма, то аэропорт Краснодара, судьба которого тоже резко изменилась в 2022 году, так и остается закрытым. Пашковский специалисты авиаотрасли назвали еще «самым живучим» и «самым многострадальным».
Во-первых, после пандемии и увеличения внутреннего пассажиропотока он, несмотря на отсутствие новой инфраструктуры, обслужил 5 млн пассажиров за год. Во-вторых, авиагавань и сейчас пытается сохранить персонал в условиях жестких ограничений.
А еще, пожалуй, он же и «самый оптимистичный» – несмотря на то, что аэропорт не принимает регулярные пассажирские рейсы уже 2,5 года, там идет активное строительство. Новый терминал должен открыться в 2026 году. Ремонтируют рулежные дорожки. Планы на обновление инфраструктуры «вынашивали» больше 10 лет.
Самый «везучий» аэропорт – Элиста
Напротив, самым «везучим» аэропортом года можно считать Элисту. Воздушную гавань тоже закрывали в 2022 году. Но в 2024 единственную из 11 открыли.
Мало того, Элиста «на волне везения» получила обновленный терминал и рейсы «Аэрофлота».
Билеты в Элисту из Москвы стоят от 11,5 тыс. рублей в середине августа.
Самый быстрорастущий аэропорт – Грозный
Через аэропорт Грозного в 2019 году прошли 475 тыс. человек, в 2023 он преодолел планку в 1 млн пассажиров. Рост – более чем в 2 раза, по темпам опережает даже Сочи. Но ему «на пятки» наступают аэропорты Махачкалы и Минеральных вод, которые выросли на 86,7% и 89,6% процентов за пять лет соответственно.
И все это – следствие активнейшего развития туризма на Кавказе.
Билеты из Москвы в Грозный в середине августа стоят от 8,5 тыс. рублей на одного в одну сторону.
Самый инклюзивный аэропорт – Пулково
В аэропорту Петербурга Пулково в июле появилась новая стойка для обслуживания маломобильных пассажиров в зоне вылета внутренних рейсов у выхода на посадку №6.
«Сотрудники аэропорта всегда готовы помочь при регистрации и прохождении формальностей, передвижении в терминале, посадке на рейс и по прибытии», – говорят в компании.
В Пулково уже работает «опенспейс» для маломобильных пассажиров в общедоступной зоне. А еще там дают «подменные» коляски детям.
В 2023 году Пулково обслужил 20,4 млн пассажиров, заняв второе после Шереметьево место в рейтинге крупнейших российских аэропортов. Билеты в Санкт-Петербург из Москвы в середине августа обойдутся от 5,7 тыс. рублей. Между двумя столицами курсирует «авиашаттл».
Самый «любимый» аэропорт – Толмачево
Хороших и важных аэропортов в России много, но «приз зрительских симпатий» уходит аэропорту Новосибирска – Толмачево. Все опрошенные «Вестником АТОР» эксперты, рассуждая о «самых-самых» аэропортах страны, так или иначе упомянули Толмачево.
Похвалили и темпы развития, и архитектуру нового терминала, и удобство для пассажиров.
Толмачево – второй из региональных по объему обслуженных пассажиров аэропорт после Сочи. Им в 2023 году воспользовались более 9 млн человек. В 2024 году он планирует «подрасти» еще на 5%.
Билеты из Москвы в Новосибирск в середине августа обойдутся примерно от 10 тыс. рублей.
Самый «заботливый» аэропорт – Кольцово
Ну и наконец, звание «самого заботливого» для туристов аэропорта уходит екатеринбургскому Кольцово – за возможность по крытому коридору перейти в отель «Азимут», не испытывая на себе превратности уральской погоды. Причем построили его еще в далеком 2009 году. Правда, отель тогда назывался Angelo.
Кольцово – тоже очень быстро развивающийся аэропорт. Он пользуется спросом как у деловых путешественников, так и у классических туристов. Екатеринбург славен своей архитектурой, привлекает гастрономией и развитой инфраструктурой. Здесь стартуют национальные «Императорский маршрут» и «Демидовский маршрут».
Кольцово в 2023 году обслужил 7,38 млн человек. В первом полугодии 2024 года темпы роста пассажиропотока – 13%. Билеты из Москвы в Екатеринбург в середине августа стоят от 7 тыс. рублей в одну сторону.
Текст: Екатерина Тропова
Фото АТОР
Певек Чукотского автономного округа является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.