Небольшая подмосковная деревушка Радчино затерялась в самой западной части Наро-Фоминского городского округа. Она входит в состав Ташировского т.у. и расположена на левом берегу реки Таруса примерно в 12 км к северо-западу от города Наро-Фоминска. Тем не менее этот населенный пункт не особо на слуху.
Многим более знакомы названия деревень Головково, Крюково, рядом с которыми находится Радчино. Головково печально известно тем, что здесь 29 ноября 1941 года фашистскими палачами после жестоких пыток была казнена боец разведывательно-диверсионной группы в/ч 9903, Герой Российской Федерации Вера Даниловна Волошина.
В деревне Крюково находится Военно-патриотический клуб «Память» Наро-Фоминского историко-краеведческого музея, посвященный разведчице. Здесь же находится и воинское захоронение, где в братской могиле вместе с бойцами и командирами РККА, погибшими в боях за Головково, Радчино, Крюково, Маурино покоится прах Веры Волошиной.
Эти памятные места подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны играют особую роль в патриотическом воспитании молодежи и сохранению исторической памяти. А что до Радчино? Конечно, как и многие населенные пункты округа, Великая Отечественная война не обошла его стороной. Она отложила отпечаток на судьбы и память местных жителей, не забыла оставить свои горькие следы на Радчинской земле в виде братских могил и захоронений местных жителей, пострадавших при оккупации.
Боевые действия в районе населенных пунктов Юматово-Скугорово-Головково-Радчино-Крюково-Маурино начались во второй половине октября 1941 года. После почти недельных кровопролитных боёв на подступах к Верее сюда отошли части 151-й мотострелковой бригады и 1-го особого кавалерийского полка (некоторые эскадроны были спешены и сражались бок о бок с пехотинцами 151 МСБР и 222 СД), занявшие позиции на берегах Тарусы.
Не смотря на сопротивление, тяжелые потери, неразбериху и попытки выбить немцев с занимаемых ими позиций, Красной армии пришлось оставить за врагом этот участок.
В начале ноября здесь вновь разгорелись бои. В них уже принимала участие легендарная 32-я стрелковая дивизии полковника Виктора Ивановича Полосухина, получившая приказ 113-м стрелковым полком и специально выделенными силами из других подразделений освободить деревни Радчино и Головково. Поздно вечером 14 ноября противник был с боем выбит из Ветпункта севернее Головкова, а 16 ноября наши части пошли в наступление на Радчино и Головково. Враг упорно сопротивлялся, наши войска овладели вражескими окопами на северной окраине Головкова и северо-восточной окраине Радчина, но дальше продвинуться не смогли. 19 ноября противник, действуя силою до полутора полков пехоты с 17-20 танками, атаковал наши части, вынудив два батальона 113-го полка 32-й сд отойти на восток в район деревни Большие Семёнычи и занял деревню Болдино. Потери 113-го полка 32-й стрелковой дивизии в этих боях составили 50 человек убитыми и 82 человека ранеными. Более двух месяцев оккупанты «хозяйничали» в этих местах. И только 10 января 1942 года 5-я армия частями 32-й стрелковой дивизии овладела районом свх. Головково–Радчино–Крюково–Маурино–Пашково.
Тела погибших в боях за Радчино бойцов и командиров РККА после боев собирали местные жители. Так на окраине деревни появилась братская могила. По имеющейся информации, таких захоронений в самом Радчино и его округе было несколько. Для поддержания санитарно-гигиенической обстановки и недопущения появления опасных инфекционных заболеваний тела погибших стали захоранивать еще при немца осенью 1941 г. Затем захоронили погибших при освобождении Радчино в январе 1942 г. А по весне с полей сражений стали собирать и «осенников» и «зимников», включая трупы оккупантов, которых хоронили в отдельных ямах. Сюда же подзахоранивали и местных жителей, погибших во время боевых действий и немецкой оккупации.
Осенью 1942 года здесь был захоронен Абрам Тимофеевич Демидов - участник Первой мировой войны, председатель местного колхоза, один из организаторов захоронения советских воинов в Радчино. Во время оккупации он был выбран местными жителями старостой деревни. 17 мая 1942 г. был арестован Наро-Фоминским р/о УНКВД МО по ложному обвинению в пособничестве немцами. Военным Трибуналом войск НКВД Московского округа был осужден 25 сентября 1942 г. Но дело было прекращено и Абрам Демидов был отпущен домой. Как выяснилось, свидетели обвинения оговорили Абрама Тимофеевича из-за личных счетов. По возвращении домой через месяц Абрам Тимофеевич скончался. По его просьбе был похоронен рядом с братской могилой советских воинов.
По некоторым данным Абрам Демидов родился в 1897 году в деревне Коледино Семлевской волости Вяземского уезда Смоленской губернии. По другим - в деревне Маурино Ташировской волости Верейского уезда Московской губернии. В период Первой мировой войны проходил службу рядовым 3-го Финляндского стрелкового полка. Принимал участие в операциях русского Юго-Западного фронта во время Брусиловского прорыва летом-осенью 1916 г. В боях осени 1916 года получил легкое пулевое ранение с повреждением костей верхних конечностей и 16 октября поступил в Полевой запасный госпиталь № 443.
За захоронением стали ухаживать местные жители. Появилась ограда, скромный обелиск на могиле бойцов и командиров.
Был установлен памятник на месте захоронения Абрама Тимофеевича Демидова. Также местные жители увековечили память семьи Гомляковых, погибших 8 ноября 1941 года. В их дом попала авиационная бомба.
Был установлен крест на месте могилы деда и внука Ветровых.
Место захоронения советских солдат и местных жителей было нанесено на советские топографические карты специальным знаком.
По мимо местных жителей за захоронением также ухаживали местные школьники. Здесь проводились памятные митинги, по воспоминаниям жителей Радчино, сюда приезжали родственники погибших. Но по неизвестным причинам захоронение так и не было поставлено на воинский учет.
По воспоминаниям местных жителей в конце 60-х годов одну из братских могил в Радчино частично перенесли военные. По всей видимости останки были перезахоронены в братскую могилу у музея Веры Волошиной, открывшегося 7 мая 1970 года в соседнем Крюково. На мемориальных плитах и в паспорте захоронения частично внесены фамилии погибших в боях за Радчино.
В начале 2000-х годов по Наро-Фоминскому району прошла очередная волна укрупнений воинских захоронений. Переносы эти часто проводились как воочию, так и формально на бумаге. К сожалению результатом такой «мемориальной экономии» стало официальное исчезновение с карты района многих памятников и захоронений, произошли путаницы с увековечением имен павших Героев (сейчас исправление таких исторических ошибок - также одно из направлений работы поисковиков). Но в начале 2000-х беда не обошла стороной и захоронение в Радчино. По архивным документам Наро-Фоминской Книги Памяти в 2005 году из Радчино были перенесены останки 29 воинов. Но что удивляет, перенос был произведен не в близлежащее воинское захоронение в д. Крюково, а за 36 километров от первичного места погребения на воинский мемориал в д. Волченки. Перенесли останки - значит нет больше места памяти в Радчино. Но не в этом случае. Стараниями местных жителей мемориал продолжил жить. Ведь здесь находятся могилы их односельчан, родственников, да и уверенности, что останки были полностью перенесены у старожилов Радчино нет.
В 2020 году сводной командой Наро-Фоминской поисковой экспедиции проводилась разведка в районе Радчино. На пахотном поле возле деревни были обнаружены фрагменты советского самолета-истребителя. В течении трех лет на месте падения самолета проводились поисковые работы в рамках проекта Поискового движения России "Небо Родины".
В прошлом году по обнаруженному номеру мотора крылатой машины удалось не только установить личность пилота, но и найти пряжки парашютной системы, а также фрагментальные обгоревшие останки защитника Отечества. Удалось найти и родственников Героя. Им оказался заместитель командира эскадрильи 428 -го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО, старший лейтенант Новосельцев Алексей Мартынович.
Новосельцев Алексей Мартынович родился в крестьянской семье марте 1918 г. в селе Большое Солдатское Курской области. В 1936 году окончил педагогический техникум. Член ВЛКСМ с 1937 г., кандидат в члены ВКП(б) с 1939 г., член ВКП(б) с 1941 г. До войны проживал в г. Орел. С августа 1937 г. курсант 9-й военной школы летчиков и летнабов. Призван Льговским РВК Курской области. В довоенные годы 9-я военная школа летчиков и летчиков-наблюдателей считалась одной из лучших среди военно-учебных заведений военного округа и страны. По итогам 1938 года она заняла второе место среди учебных заведений. В мае 1938 г. на основании приказа НКО СССР в школе произошли организационные изменения. По сути - школа была разделена надвое: на базе бригады, готовившей летчиков-наблюдателей, создавалось Харьковское военное авиационное училище летнабов и штурманов. На базе второй бригады, готовившей летчиков-истребителей, было сформировано Чугуевское военное авиационное училище летчиков-истребителей. В 1940 г. Алексей окончил Чугуевское военно-авиационное училище летчиков-истребителей с присвоением лейтенантского звания. Продолжил службу младшим летчиком в 155-м истребительном авиационном полку, а с 10 мая 1941 г. командиром звена в 154 ИАП Ленинградского военного округа. С 14 августа выбыл по болезни в ЭГ №1173 в Ленинграде, от куда 21 августа убыл в учебный центр в город Череповец. Дальнейшую службу уже продолжил в 428-м ИАП.
7 января 1942 г. 428 ИАП 6 ИАК ПВО выполнял задание по штурмовке наземных сил противника в районе Симбухово, Назарьево, произведя 8 самолетовылетов с налетом 5 часов 46 минут. Задание выполняло 8 самолетов. Заместитель командира эскадрильи, старший лейтенант Новосельцев после атаки зенитной точки на боевом развороте сорвался в штопор. При выводе самолета из штопора врезался в землю. Самолет сгорел, лётчик погиб. На этот момент лётчик имел на своем счету одну воздушную победу лично и две в группе. 4 марта 1942 г. был награжден Орденом Красного Знамени.
В 2023 г. на неучтенном воинском мемориале д.Радчино нашей командой был установлен памятный знак старшему лейтенанту, сюда же было бы логичным и захоронить останки летчика.
Неучтенный статус захоронения в Радчино давно беспокоит местных жителей. Для них это особое место памяти о событиях Великой Отечественной войны. К тому же на уровне слухов разнится информация о захороненных и перенесенных из этой могилы советских воинах. Непонятен и статус погребенных здесь мирных жителей, погибших в годы войны. А ведь это целая история деревни и ее жителей, наглядно рассказывающая о сути фашизма и методах ведения войны Германии на территории СССР. По согласованию с Администрацией Ташировского территориального управления Наро-Фоминского городского округа в июле 2024 года Наро-Фоминская поисковая экспедиция обследовала место захоронения на наличие/отсутствие останков, а также собрала уникальный краеведческий материал по оккупации Радчино.
В экспедиции приняли участие отряды: «Бумеранг-ДОСААФ», «Ополченец», «Патриот», «Витязь», «Ржев» и Следственного комитета РФ.
В результате работ удалось подтвердить частичный перенос останков из воинского захоронения, а также обнаружит фрагментированные останки военнослужащих РККА, их личные вещи, обувь. К сожалению носителей информации обнаружено не было.
Тем не менее удалось обсудить с Администрацией Ташировского т.у. сохранении этого мемориала, а также вынести этот вопрос на обсуждение Комиссии Наро-Фоминского городского округа по увековечиванию памяти выдающихся личностей и значимых событий. В случае положительного решения, удастся не только сохранить память о мирных жителях, пострадавших во время оккупации Радчино, но и отдать дань памяти бойцам и командирам РККА, погибшим и пропавшим без вести в этом районе.
Особенно это касается военнослужащих 151-й мотострелковой бригады и 1-го особого кавалерийского полка, о которых к сожалению мало упоминается в историографии боевого региона и имеются определенные трудности с донесениями об их потерях. Тем не менее не прекращается архивная работа, в результате которой возвращаются имена защитников Отечества, сложивших свои головы за Радчино. Почему бы не увековечить их подвиг на этом мемориале скромным знаком с указанием их имен? Как пример: «Бойцам и командирам 151 мсб, 1 окавп, 32-й сд погибших за Радчино. Октябрь 1941 - январь 1942».
Эта работа лишний раз подтверждает обоснованность возможного присвоения высокого звания «Населенный пункт воинской доблести» деревне Таширово, являвшейся в годы войны центром Ташировского c/с в который входило и Радчино.
Текст: Пущин Федор Вадимович - руководитель поискового отряда «Бумеранг-ДОСААФ», учёный секретарь «Наро-Фоминского историко-краеведческого музея».
Изображения: Поисковое движение России.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица:
Череповец Вологодской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.