Опубликован топ-50 самых посещаемых российских музеев за 2022 год. Согласно рейтингу, составленному редакцией The Art Newspaper Russia, в лидерах по посещаемости – музейные объекты Москвы и Санкт-Петербурга. Их «гегемонию» в первой десятке нарушили только два региональных музея.
Рост внутреннего туризма компенсировал сокращение иностранного потока.
Издание The Art Newspaper Russia опубликовало рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год, который составляется ежегодно с 2013 года на основе статистики, предоставляемой самими культурными учреждениями.
Как поясняют организаторы исследования, в отличие от рейтинга британской The Art Newspaper, которая традиционно не учитывает музеи-памятники и музеи-заповедники, российская методология рассматривает любые отечественные музеи – вне зависимости от их формата и специализации.
«Значение имеют лишь абсолютные цифры посещаемости за год», – подчеркивают в The Art Newspaper Russia.
Согласно выводам отраслевых экспертов, статистика не дает оснований говорить о снижении посещаемости российских музеев в 2022 году – напротив, заметен рост. Резкое сокращение количества зарубежных туристов компенсировалось не менее ярким подъемом внутреннего туризма.
В топ-10 только два музея не из Москвы и Петербурга.
Итак, лидером по посещаемости среди российских музеев в 2022 году стал Государственный музей-заповедник «Петергоф» (почти 4,87 млн туристов, + 47% к 2021 году).
На второй строчке топ-50 – музей-заповедник «Казанский Кремль», который в прошлом году принял 3,73 млн человек (+23% к 2021 году). На третьем месте – дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село» (2,91 млн посетителей, + 12% к 2021 году).
Государственный Эрмитаж (2,81 млн, + 71%) и государственный Русский Музей (2,65 млн, +17%) на четвертой и пятой строчке, соответственно. Государственная Третьяковская Галерея (1,9 млн, +21%) – на шестом месте, государственный музей-заповедник «Царицыно» (1,45 млн, + 150%) – на седьмой строчке, Музей Победы (1,3 млн, + 49%) – восьмой в России по посещаемости.
Ярославский музей-заповедник (1,24 млн, +12%) завершил прошлый год на девятом месте по количеству визитеров, а замкнул первую десятку с показателем 1,22 млн посетителей Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Региональные музеи увеличили свою посещаемость.
Примечательно, что в рейтинге посещаемости The Art Newspaper Russia 13 строчку занял Нижегородский историко-архитектурный музей-заповедник, который вместе с филиалами в 2022 году посетило более миллиона человек. Это почти в 2,7 раза больше, чем в 2021 году. За год музей существенно улучшил свои позиции (в 2021 году занимал 33 строчку), опередив Музеи Московского кремля, Государственный исторический музей и музей-усадьбу «Архангельское» в Московской области.
Отметим успех еще одного музея из Татарстана, при этом члена АТОР: Елабужский музей-заповедник в прошлом году практически удвоил свой турпоток, приняв 935 тыс. посетителей (14 место).
В топ-50 вошли и два музейных объекта из Ленинградской области, причем оба из Выборга. Это природный музей-заповедник «Монрепо» (4205 тыс. туристов, +24%, 35 место по посещаемости), а также Выборгский объединенный музей-заповедник (227 тыс. посетителей, 45 место).
В рейтинг самых посещаемых музеев России по итогам 2022 года также вошли Владимиро-Суздальский музей-заповедник (1,18 млн туристов, 11 место), Новгородский музей-заповедник (1,1 млн, 12 место), Псковский музей-заповедник (800 тыс., 18 место), Костромской музей-заповедник (517 тыс., 25 место), а также музейные объекты Московской, Рязанской, Вологодской, Тульской, Ульяновской, Ярославской, Самарской и Омской областей, Красноярского края и Республики Крым.
Государственный музей-заповедник «Херсонес Таврический» в Крыму в прошлом году посетило почти 490 тыс.туристов (28 место). Это на 55% меньше, чем было в 2021 году.
Автор: Елена Мягкова
Елабуга Республики Татарстан является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.