5 апреля Президент России Владимир Путин провел совещание по вопросам развития агропромышленного, рыбохозяйственного комплексов и смежных с ними отраслей промышленности. «…стратегически важно сокращать зависимость отечественного АПК и рыбной отрасли от импортных закупок, причём по всей цепочке, что называется, от поля до прилавка» - сказал Президент.
Проблема уменьшения в 2022 году импорта рыбной продукции до 35%, в том числе по основной статье – форели и атлантического лосося, активно обсуждается. Уместно заметить, что ещё 10-12 лет назад на внутреннем рынке производство лососевых составляло 30-35 тыс. тонн, из которых на атлантический лосось (сёмгу) приходилась всего одна десятая часть. При этом импорт лососевых превосходил его внутренние показатели производства в 4 – 4,5 раза и был равен объёму всей товарной рыбы, производимой в Российской Федерации.
Развитие аквакультуры в России сделало своё дело. Согласно информации Росрыболовства по итогам 2021 года товарное выращивание форели и атлантического лосося увеличилось до рекордных 110 тыс. тонн., в том числе атлантического лосося – 71,6 тыс. тонн. Выращиванию этих объектов уделяется особое внимание при реализации Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса. Именно комплексный проект «Лососеводство» является основной данной стратегии в аквакультуре. Однако, оценивая масштабы и варианты импортозамещения стоит обратить внимание на несколько аспектов.
1. Препятствия развития садковой аквакультуры на примере атлантического лосося.
Сёмгу в России производят всего два хозяйства – лидеры отечественной товарной аквакультуры: ПАО «Русская Аквакультура» и ООО «Русский Лосось». Географические, гидрологические и гидрометеорологические факторы размещения морских садковых комплексов ограничивают их деятельность в пределах достаточно узкой прибрежной полосы между 31 и 35 градусами восточной долготы в Баренцевом море. Также серьёзным препятствием для развития являются запреты, связанные с активной деятельностью Министерства Обороны на этих же акваториях и ветеринарные правила эксплуатации морских рыборазводных комплексов. Очевидно, что и биологическая нагрузка на имеющиеся морские рыбоводные участки не может увеличиваться бесконечно, так же, как и перспективы увеличения объёмов выращивания атлантического лосося в Баренцевом море.
Как любой биологический объект, выращиваемый в естественной среде, марикультура атлантического лосося в садках подвержена серьёзным рискам влияния факторов среды на биологию выращивания. Болезни рыбы, низкие температуры водной среды и другие естественные причины приводят к гибели значительного количество биомассы и уменьшают производственные показатели. Подобные примеры в истории работы упомянутых хозяйств широко известны.
Приведённые выше доводы относятся не только к марикультуре лососевых, но свойственны любому садковому хозяйству. К препятствиям в развитии садковых хозяйств можно также прибавить экологические проблемы их деятельности, социальные аспекты взаимоотношений с местным населением, а также неразвитость инфраструктуры, что делает невозможным освоение новых водных объектов для размещения рыбоводных ферм.
2. Объём импортозамещения и что дальше?
Комплексным проектом «Лососеводство» определён объем выращивания лососевых видов рыб в Северо-Западном федеральном округе в количестве 150 тыс. тонн, при этом 30 тыс. тонн к 2030 году должны быть обеспечены за счет строительства заводов по технологии замкнутого водоснабжения (УЗВ-технологии). Данная стратегия рассчитывалась с учётом постепенного сокращения импорта.
Поэтому, если говорить о полном импортозамещении, логично, что «замещать» нужно объём, равный импорту лососевых в 2021 году около 100 тыс. тонн потрошёной рыбы. В тоже время сейчас с учётом достижений СЗФО - основного поставщика садковых форели и атлантического лосося на уровне 111 тыс. тонн биомассы мы будем иметь только 55 - 60 тыс. тонн потрошёной рыбы для реализации. А это означает, чтобы удовлетворить имеющиеся потребности отечественного рынка собственной продукцией (без учёта вылова тихоокеанских лососей), увеличение производства сёмги и форели должно быть троекратным.
Сейчас активно обсуждаются различные варианты внутреннего производства, однако, с учётом «ключевой задачи», поставленной Президентом России о сохранении и поддержке деловой активности в российском АПК, открытия новых предприятий и создания новых рабочих мест, крайне актуально сформировать механизм поддержки инвестиционных проектов по строительству крупных промышленных УЗВ полного производственного цикла.
3. Промышленная аквакультура крупных рыборазводных УЗВ-комплексов.
Проблему ограниченности природных возможностей выращивания рыбы и нерыбных объектов человечество успешно решает путём их содержания в бассейнах проточного или замкнутого водоснабжения.
При этом в последнее десятилетие в мире наибольшую значимость приобретает рыбоводство в крупных промышленных аквакультурных УЗВ-комплексах полного цикла выращивания. По информации издания «SalmonBusiness», в мире запущено 74 проекта по строительству наземных лососевых ферм общей производительностью почти 1,8 млн тонн (крупнейший – Атлантик Сапфайр – 90 тыс. тонн лосося в США), в том числе с использованием АкваМаоф-технологии – 12 крупномасштабных проектов в Канаде, США, Японии, России, Центральной Европе, Юго-Восточной Азии, Чили и Бразилии суммарным объёмом более 80 тысяч тонн.
Три из них уже реализуются в Российской Федерации: в Вологодской области – 2.5 тыс. тонн (ООО «Аквапродукт», Тульской области – 2.5 тыс. тонн (ООО «ТуломаСалмон»), Калужской области – 2,2 тыс. тонн (II очередь ООО «Ф-Траут»). В ближайшей перспективе - начало строительства5-ти тысячника ООО «Стриж-Аква ХАБ» в Краснодарском крае и второй очереди ООО «СИГ» в Кемеровской области.
Первое из этих предприятий - ООО «Аквапродукт» будет запущено в Вологодской области уже в 2022 году. Без преувеличения – в аквакультуре это событие мирового масштаба!
Преимущество подобных крупномасштабных УЗВ- проектов по отношению к садковой аквакультуре состоит в том, что это полноцикличные промышленные комплексы получения больших объёмов товарной продукции с собственным производством посадочного материала и одинаковой производительностью в течение всего года, у которых отсутствуют ограничения, свойственных садковым хозяйствам. К тому же – это предприятия, применяющие высокоинтенсивные технологии получения большого количества биомассы в кратчайшие сроки и применяющее последние достижения мировой науки. Именно подход этих компаний к организации производственного цикла вводит в обиход новый термин «интеллектуальная аквакультура». И в целом это можно охарактеризовать как «IT-технологии» в рыбоводстве, а крупная промышленная УЗВ - аквакультура справедливо может считаться «будущим отечественной индустриальной аквакультуры».
Полноцикличные индустриальные УЗВ-комплексы организованы по принципу «два в одном», то есть имеют два функциональных модуля: первый модуль для получения малька (смолта) из инкубированной икры и второй – это выростной цех. Автономная организация этих технологических цепочек позволит дополнительно обеспечить рынок любым количеством отечественного посадочного материала, включая потребности «сёмужных» на Баренцевом море, исчисляемой десятками миллионов, избегая рисков, связанных с прекращением его импорта.
4. Поддержка государством промышленной УЗВ-аквакультуры для преодоления зависимости от импорта.
Перспектива крупной индустриальной УЗВ-аквакультуры для рыбохозяйственного комплекса России по достойному оценивается Росрыболовством, поэтому в 2021 году между Федеральным агентством по рыболовству, Национальной ассоциацией индустриальной аквакультуры и мировым лидером в секторе УЗВ-технологий израильской компанией «АкваМаоф Аквакультура Технолоджи» были подписаны Меморандум и Дорожная карта о сотрудничестве и взаимодействии в продвижении современных технологий в области индустриальной аквакультуры в Российской Федерации.
Создаваемые сейчас промышленные УЗВ имеют модульную организацию и проектируются уже на десятки тысяч тонн биомассы. Так средняя мощность строящихся заводов с применением АкваМаоф-технологий в мире составляет от 10 до 20 тыс. тонн. при стартовой в 2,5 тысячи тонн. Несколько таких промышленных УЗВ позволят обеспечить выполнение основных стратегических показателей развития рыбохозяйственного комплекса, в том числе в вопросах импортозамещения.
Вместе с тем пока весь имеющийся потенциал действующих и реализуемых проектов промышленных УЗВ-комплексов товарного рыбоводства лососевых в Российской Федерации не превышает 4 тыс. тонн.
Применение предприятиями дорого высокотехнологичного валютоёмкого оборудования, аналогов которого в России пока не существует, обусловлено значительными рисками и, в первую очередь, большими сроками окупаемости. Это особенно ощутимо в современных условиях «жёсткой» экономики России, связанной с введёнными антироссийскими санкциями и резко выросшей стоимостью закупаемого оборудования и строительства по причине значительного увеличения курса иностранных валют.
Высокие стартовые вложения и указанные риски заставляют инвесторов приостанавливать строительство, либо откладывать реализацию проектов на неопределённый срок.
В сложившейся ситуации в целях выполнения поставленных главой государства задач по сокращению зависимости отечественной рыбной отрасли от импортных закупок важно уже сейчас обеспечить инвестиционную привлекательность сектора крупной промышленной индустриальной аквакультуры, для чего оперативно утвердить комплексный пакет мер государственной поддержки в виде компенсации части капитальных вложения, затрат на строительство инфраструктурных объектов (электрификация, газопровод, канал водоотведения, дорожное строительство), необходимых для обеспечения полноценного функционирования комплекса и логистических операций, предоставить льготные тарифы на электрическую энергию.
Мазанов Владимир Михайлович
Исполнительный директор НО «Национальная ассоциация предприятий индустриальной аквакультуры»