19 июля 2017 года на базе Смоленской таможни ФТС России организовано и проведено рабочее совещание по повышению межведомственного взаимодействия в пресечении незаконного ввоза в Россию санкционных товаров.
В совещании приняли участие представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации, аппарата представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Пограничной службы ФСБ России.
Выступая перед собравшимися с докладом о работе, проводимой ФТС России, по обеспечению запретов в отношении отдельной категории товаров, начальник Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Валерий Селезнев отметил активное участие в пресечении незаконного ввоза санкционных товаров территориальных подразделений Пограничной службы ФСБ России, Россельхознадзора, Роспотребнадзора, ГИБДД МВД России, Ространснадзора и прокуратуры. Вместе с тем обратил внимание на имеющиеся проблемные вопросы межведомственного взаимодействия, возникающие на территориальном уровне и требующие безотлагательного решения.
На сегодняшний день функционируют 35 мобильных групп, созданных на базе таможенных органов, расположенных в местах, приближенных к российско-белорусскому, российско-казахстанскому и российско-грузинскому участкам государственной границы Российской Федерации, в регионах деятельности Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Сибирского, Уральского, Южного и Северо-Кавказского таможенных управлений.
За период с 27 ноября 2015 года по 18 июля 2017 года мобильными группами остановлено и проверено 40 841 транспортное средство, в том числе железнодорожных вагонов, – это более 5,4 млн. тонн товаров. Из них в рамках взаимодействия с представителями Пограничной службы ФСБ России и Россельхознадзора санкционные товары обнаружены в 1174 транспортных средствах. Возвращено в Республику Казахстан, Республику Беларусь и Украину 25 409 тонн товаров, задержано и передано Россельхознадзору 2953 тонны, уничтожено 7264 тонны. В отношении перевозчиков возбуждено 4 уголовных дела и 270 дел об административных правонарушениях.
Валерий Селезнев подчеркнул, что деятельность мобильных групп является одним из элементов контрольной и аналитической работы. Результаты их деятельности служат основой для формирования информационной базы о покупателях и продавцах товаров, о перевозчиках, о местах фактической доставки товаров и в дальнейшем используются для последующего выбора объектов таможенного контроля.
На сегодняшней день ФТС России изменила тактику. Для того чтобы не допускать проникновение на территорию Российской Федерации санкционных товаров и их оборот, применяется многоконтурная схема. Расширилась география мест, где осуществляется контроль. Первый контур – мобильные группы размещены в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, совместно с экипажами ГИБДД они патрулируют объездные дороги. Второй контур, на котором осуществляется контроль, – это автомагистрали, ведущие непосредственно в города федерального значения. Третий и четвертый контуры – крупные оптово-распределительные центры и торговые точки сетевых ритейлеров, контроль в которых поручен подразделениям таможенного контроля после выпуска товаров региональных таможенных управлений.
Ведется работа над нормативно-правовым обеспечением. В частности, подготовлен и принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который подтверждает право таможенных органов самостоятельно останавливать транспортные средства.
В настоящее время подписаны соглашения об электронном взаимодействии ФТС России с ОАО «Российские железные дороги», Федеральным дорожным агентством и оператором системы «Платон», что позволит отслеживать движение грузов, перемещаемых железнодорожным и автомобильным транспортом, и создаст условия для повышения эффективности работы таможенных органов в решении поставленных задач.