Президент РФ В.В. Путин подписал закон с поправками в КоАП , который устанавливает штрафы за реализацию товара под чужой маркой в зависимости от размера причиненного ущерба. Строительная отрасль, наряду с одеждой, медиапродукцией и автокомплекующими, входит в число отраслей с высокой долей подделок. По данным за 2012 год, объем продаж контрафактных строительных материалов в России составил около 10% реализованной продукции . О том, почему это происходит и как защититься от контрафакта, расскажут эксперты.
Обманываться рады
Основная причина появления на рынке поддельной продукции – это желание быстро заработать «легкие» деньги, не вкладываясь в продвижение торговой марки. При этом заявленное высокое качество материалов так и остается «немым» утверждением на упаковке, а в некоторых случаях продукция сомнительного производства и вовсе небезопасна.
По словам Ирины Белинской, генерального директора компании «Петербургский строительный центр», главная беда – не рынок контрафакта, а спрос на такие материалы со стороны потребителя. Эксперты отрасли все чаще сталкиваются с так называемыми заговорами прорабов. «Руководители на стройплощадке проводят подделку по документам как качественный товар и прикарманивают разницу в цене, – делится Ирина Белинская. – Если мы не справимся с подпольным спросом, с предложением контрафакта бороться бесполезно».
Такого же мнения придерживается Максим Кирсанов, специалист одного из крупнейших промышленно-строительных холдингов – ГК «ПромСтройКонтракт». По его словам, «мелкие субподрядчики сами обманываться рады», а происходит это из-за ограниченной ответственности и слабо проработанной юридической базы.
Непредсказуемые последствия
Одно из очевидных последствий реализации контрафакта – потери производителей. Но мало кто задумывается, что применение поддельных материалов негативно сказывается на качестве проведения строительных работ. Например, при возведении монолитных конструкций использование контрафактной фанеры в составе опалубочных систем может стать причиной обрушения.
«При подаче бетона элементы щитов съемной опалубки испытывают серьезную механическую нагрузку – до 8 т/м2 поверхности, а при его застывании еще и подвергаются агрессивному химическому воздействию, – рассказывает Андрей Кобец, менеджер по развитию продукта группы «Свеза», мирового лидера в производстве березовой фанеры. – Только представьте, если в составе системы окажется контрафактный или некачественный продукт! Скрытые дефекты – наличие «сухих» (непроклеенных) участков – могут привести к расслоению и потере прочностных характеристик».
Поучительным примером использования контрафактной продукции в строительстве является башня «Олимп» в г. Грозный. Во время проведения фасадных работ в здании применялись поддельные огнезащитные материалы – это привело к возгоранию общей площадью 8000 м2. Ущерб составил 200 млн. рублей .
Кроме того, применение кустарной продукции грозит серьезной опасностью для жизни и здоровья человека. Были случаи, когда в зданиях, построенных из стеновых панелей, наблюдалась повышенная радиоактивность. А все из-за того, что при производстве панелей использовался песок из карьеров, где добыча была запрещена. Не менее показательным примером является контрафактный гипсокартон, привезенный из Китая, – он выделял ртуть .
Бдительность – лучший способ защиты
Первое, на что следует обратить внимание при покупке строительных материалов – это упаковка. Крупные компании, дорожащие своей репутацией, имеют узнаваемые отличительные знаки. К примеру, продукция «ПромСтройКонтракт» имеет специальные наклейки, которые не боятся воды и холода. По словам специалистов, «контрафактники» такие знаки подделывать пока не умеют.
«На пачках с нашей фанерой, а также внутри упаковки есть вкладыши с аналогичным содержанием. В них прописываются сортные характеристики, а также данные сотрудников, причастных к изготовлению партии, – рассказывает Юлия Ермакова, руководитель отдела маркетинга группы «Свеза». – Кроме того, примерно 90% фанеры, используемой в опалубке перекрытий, брендировано, т.е. содержит торговую марку производителя».
Еще один способ защиты от кустарной продукции – это приобретение товара у официальных дилеров. Компании-производители всегда размещают списки продавцов на своих сайтах.
«Ответственные компании готовы предлагать дополнительные услуги, связанные с логистикой, а также производством продукта на заказ. Никакой «контрафактник» этого обеспечить не сможет», – комментирует Ирина Комендантова, ведущий специалист по логистике компании «ПромСтройКонтракт».
Кроме вышеперечисленных мер, одним из проверенных способов защиты эксперты называют документальное подтверждение качества строительной продукции, например, сертификаты соответствия ГОСТ, ТУ. Поэтому во время приобретения товара стоит «не полениться и запросить комплект сертификатов».
Ассортимент, представленный на рынке строительных материалов, разнообразный, и отличить оригинальный товар от контрафактного – непросто. Полезная информация о продукте и профессиональные советы экспертов помогут сделать правильный выбор.
Справка о группе «Свеза»:
«Свеза» – современная, динамичная группа компаний, выпускающая высококачественную фанеру из русской березы и являющаяся мировым лидером в этой области. Общий объем производства – более 1 200 000 м3 древесных плит в год: фанеры − 920 000 м3 и ДСП − 310 000 м3.
Система менеджмента качества «Свеза» соответствует международному стандарту ISO 9001 (сертификационный центр TUV, Германия). Продукция Свеза производится из FSCTM-сертифицированного сырья (ForestStewardshipCouncil® – Лесной попечительский совет – международная некоммерческая организация, целью которой является содействие экологически ответственному лесопользованию и управлению лесными ресурсами).
В состав «Свеза» входят 6 комбинатов на территории России, которые располагаются в местах, традиционно богатых березовыми лесами: Усть-Ижорский фанерный комбинат (УИФК), г. Санкт-Петербург; «Фанплит», г. Кострома; Великоустюгский фанерный комбинат «Новатор», Вологодская область; Пермский фанерный комбинат (ПФК), Пермский край; Мантуровский фанерный комбинат, Костромская область; «Фанком», Свердловская область.
Справка о группе компаний «ПромСтройКонтракт»:
ГК «ПромСтройКонтракт» – один из крупнейших отечественных производителей опалубочных систем, единственный из лидеров этого сегмента рынка реализующий также полный спектр современных технологий монолитного строительства (арматурных, бетонные, бетонораспределетилеьные, бетононасосные, изоляционные, фундаментные, отделочные, кровельные и иные технологии).
Опалубка ПСК разных видов (стен, перекрытий, фундаментов, колонн, гидравлическая, скользящая и иная), системы преднапряжения и соединения арматуры всегда отличаются высоким качеством производства и шеф-монтажа, а также быстрой доставкой любых объёмов по всей России. Это позволило им успешно работать на строительстве АЭС и промышленных заводов по всей России, почти 1000 жилых объектов в России и СНГ, мостах, включая Русский и Золотой Рог во Владивостоке, космодроме Восточный.
Немалую роль в высокой оборачиваемости опалубки ПСК , как балочно-ригельной и балочно-рамной PSK-Classic и PSK-CUP, так и крупнощитовой PSK-Delta играет тщательный подбор всех комплектующих – в том числе высококачественной фанерной палубы систем для монолитного строительства.
Мантурово Костромской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.