К 1 июля 2013 года все многоквартирные жилые дома должны были перейти на расчеты за коммунальные услуги по приборам учета. В тех зданиях, где собственники не установили счетчики по собственному желанию, инициатива с июля прошлого года перешла к ресурсоснабжающим организациям. Но, как показывает практика, до сих пор ситуация далека от стопроцентного оснащения счетчиками всех потребителей.
«В большинстве городов общедомовыми теплосчетчиками оборудовано фактически от 20 до 50% жилого фонда, – говорит Татьяна Кислякова, директор по продажам и маркетингу в России компании Kamstrup, мирового лидера в производстве приборов учета тепла и воды. – Однако там, где поставщики тепла действительно заинтересованы в получении данных о реальном потреблении и соответствующей платы, процент оснащения счетчиками существенно выше».
Среди причин, которые мешают теперь уже поставщикам услуг установить узлы учета в каждом доме, можно выделить следующие:
1. Короткий срок на выполнение задачи. Обследование каждого дома, подготовка, согласование и реализация проекта занимают обычно от одного до трех месяцев. Учитывая объективно низкую степень оснащения узлами учета к середине 2012 года, двенадцати месяцев на массовую установку счетчиков оказалось недостаточно.
2. Отсутствие свободных средств для кредитования установки узлов учета . Законодательством предусмотрена 5-летняя рассрочка для потребителей, которую предоставляет ресурсоснабжающая компания, возвращая собственные затраты путем соответствующего повышения сумм в платежках.
3. Техническая невозможность установки общедомовых тепло- и водосчетчиков в большой части жилого фонда. Например, в Московской области не подлежат оснащению приборами учета 77% от общего числа домов . В эту категорию попадают ведомственные дома, здания, требующие капитального ремонта, не имеющие монтажного пространства, и т.д. Поэтому, даже если «на бумаге» план по установке выполнен на 100%, это вовсе не означает, что учет есть у всех потребителей.
«Все дело в мотивации, – считает Татьяна Кислякова. – Если цель – просто выполнить план, то реального учета не будет никогда. Если же ресурсоснабжающая организация понимает, какие преимущества дает ей повсеместный учет, то все препятствия оказываются преодолимы. Сегодня закон дает таким компаниям возможность взять процесс под свой контроль. В частности, выбор марки оборудования стал прерогативой специалистов тепловой компании, что облегчает унификацию парка приборов учета».
Одним из примеров единого подхода к организации общедомового учета является Череповец. С 1997 г. общедомовыми ультразвуковыми теплосчетчиками MULTICAL® в городе были оборудованы почти все жилые здания. В целом благодаря установке ультразвуковых приборов датской компании Kamstrup и проведенной модернизации оборудования потребление тепла в домах снизилось в среднем на 30%. «Оборудование настолько надежное, что нет ни аварий, ни летних профилактических ремонтов», – говорит Марина Лобакова, начальник отдела аналитической работы в сфере ЖКХ департамента ЖКХ мэрии города Череповца.
Кроме снижения эксплуатационных расходов, специалисты теплосетевой компании отмечают легкость снятия показаний теплосчетчиков. «Если используется множество различных приборов учета, то задача по контролю за ними усложняется многократно и требует дополнительных человеческих ресурсов для сведения показаний в единую базу. Не говоря уже о дистанционном снятии данных, когда приборы объединены в общую сеть. В этом случае все они должны быть одинаковыми», – объясняет Геннадий Малинов, главный инженер ресурсоснабжающей компании г. Череповца «Теплоэнергия».
Череповец Вологодской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.